С. К. ЖегаловаРусская народная живопись |
• Предисловие |
Что же мы узнали
Дорогой читатель! Ты познакомился с лучшими образцами живописного искусства, созданными несколькими поколениями русских народных художников. В отдельных районах нашей страны образовалось несколько направлений этого искусства, каждое со своим особым стилем росписи, своим излюбленным орнаментом и колоритом. Однако в каждом из этих направлений на основе лучших традиций предшествующих поколений были созданы неповторимо прекрасные произведения, собранные теперь в коллекциях музеев. Общим для всех народных художников было умение сочетать форму предмета с его украшением и при использовании скупых изобразительных средств делать предмет праздничным и нарядным. Лучшие традиции народного живописного мастерства живы и теперь. При Советской власти они получили дальнейшее развитие. Был восстановлен заглохнувший было живописный промысел Городца. В селе Курцеве организована артель мастеров «Городецкая роспись». Вместо украшения ушедших из быта предметов городецкие мастера стали создавать картины-панно на дереве, отражая в них темы гражданской войны, Великой Отечественной, мирного строительства нашей страны. В настоящее время городецкие художники особенно удачно применяют свое традиционное мастерство на росписи детской мебели и в изготовлении деревянных игрушек. Гордо выгнул лебединую шею конь-качалка, и в его контурах, распущенной веером гриве мы узнаем лихих городецких скакунов. Раскинула крылья и распушила хвост сказочная синяя птица: она как бы слетела с прядильного донца на сиденье детского стульчика. Широкие возможности открылись для развития хохломской росписи в наше время. В первые же годы Советской власти объединенные в артель старые мастера стали работать над развитием этого искусства. Одним из центров стал старый очаг росписи в Ковернинском районе Горьковской области. В 1920—1930-х годах ведущими художниками стали братья Красильниковы — Федор Федорович и Степан Федорович, братья Подоговы—Анатолий Григорьевич, Николай Григорьевич и Никандр Григорьевич, Иван Егорович Тюкалов и Федор Алексеевич Бедин. В первое время в основе хохломского орнамента продолжает лежать традиционная травка. Ее узоры, непрерывно обогащаясь, стелются по дну и краям чашек, на поверхности столиков и ложек. Непревзойденным мастером этого орнамента стал Н. Г. Подогов: его росписи отличаются тонкой узорностью и легкостью, в растительные побеги он часто включает золотых птиц. Работы Ф. А. Бедина, более пышные и усложненные, напоминают узоры старинных тканей. Нередко мастера вводят в орнамент советские эмблемы: окруженный золотом листьев Герб СССР как бы сливается своей формой с окружающим его узором. Другой центр росписи — в городе Семенове — был организован только при Советской власти. Начавшая здесь работать творческая группа молодых художников внесла много нового в композицию, колорит, мотивы орнамента и технику хохломского живописного мастерства. Хохломская травка все больше и больше уходит из современного искусства, ее узоры перестали удовлетворять мастеров. В травный рисунок включаются ягоды, цветы и листья, колорит росписи обогатился введением желтого, зеленого и коричневого цветов. В то же время художники по-прежнему любят контрасты светлого и темного, чередуя нежно-желтые листья с темно-коричневыми и зелеными. На 1930-е годы падает расцвет искусства Хохломы. В это же время были значительно улучшены условия работы художников: для них были построены новые просторные и светлые цехи. Организованные в этот же период выставки работ мастеров хохломского искусства показали большие достижения в этой области. Интересные произведения были представлены А. Г. и Н. Г. Подоговыми — панно «Весна», И. Е. Ткжаловым — панно «Осень» и Я. Д. Красильниковым — «Белочка». В росписи Подоговых передана картина пышного цветения весеннего леса. Применив впервые холодную окраску росписи, Подоговы сохранили в этом произведении серебристый фон, на котором очень эффектно выступили белые цветы: традиционные хохломские завитки превратились здесь в цветущую ветку черемухи. В настоящее время, продолжая развиваться, искусство Хохломы завоевало всеобщее признание; хохломские художники являются непременными участниками каждой международной выставки, что свидетельствует о высоком уровне современного народного творчества. Эта книга посвящена одному виду народного искусства — росписи по дереву. Мы рассказали о нем, потому что живопись по дереву недостаточно полно изучена, а книг для юного читателя на эту тему совсем мало. Но не надо забывать, что художественные произведения создавали также кузнецы, выковывая орудия труда, посуду, украшения, кружевные садовые решетки; вышивальщицы и ткачихи, складывавшие из цветных нитей узорные картины. Такими же художниками были гончары и костерезы, резчики по дереву и камнетесы. Для помощи народным художникам создан специальный Институт художественной промышленности, который осуществляет руководство художественными промыслами. Произведения народных художников составляют богатство и гордость нашей страны. Нужно с детства учиться понимать, любить и беречь это богатство. |
Дизайн: Диковина |