С. К. Жегалова

Русская народная живопись

• Предисловие

• Возвращение Жар-птицы

• От автора

Часть первая
Народная живопись XVII—второй половины XVIII века

• Путешествие в прошлое

• Глава первая.
О лубяной коробейке

• Глава вторая.
Сундук сказок

• Глава третья.
На землях Марфы Борецкой

• Глава четвертая.
Живописцы с Выга и Онеги

Часть вторая
Народная живопись конца XVIII—XIX века

• Продолжение путешествия в прошлое.
Глава первая.
Художники из Пермогорья

• Глава вторая.
У потомков Марфы Борецкой

• Глава третья.
Росписи Мезени

• Глава четвертая.
Живописцы из городца и Костромы

• Глава пятая.
Золотая хохлома

• Что же мы узнали

• Словарь незнакомых слов, встречающихся в тексте

Живописцы с Выга и Онеги

Сирины — рыбы морские, на корабельщиков пением своим сон наводят и тако корабли топят. (Из книги о природе XV века)

Птица Сирин и виноград

На первый взгляд сундук этот ничем не примечателен: стенки его сделаны из дерева, а снаружи окованы гладкими полосами железа. Но стоит поднять крышку — и нас ждет сюрприз: прямо к зрителю обращено красивое и тонкое лицо с маленьким жестко очерченным ртом. Взгляд огромных глаз приковывает к себе внимание таинственным и загадочным выражением. Надменно откинутая голова увенчана тяжелой короной, а туловище переходит в пышный хвост. Надпись раскрывает содержание росписи: «Святого блаженного рая птица Сиринъ. Виноградъ». И дальше здесь приводится легенда, связанная с этой мифической птицей. Рассказывается об этой птице, что живет она на море и очень уж сладко поет. Заслушавшись ее пением, моряки засыпают, и корабль, лишенный управления, разбивается о скалы, а сами люди становятся добычей Сирина. Если где-либо и на суше услышит человек сладкогласое пение Сирина, то, очарованный, идет за птицей следом до тех пор, пока не умрет. Вот какое коварное существо изобразил художник в росписи сундука.

Легенда о птице Сирине уходит в далекое прошлое. Образ Сирина, как и многих других фантастических существ, связан с преданиями Востока: «в стране чудес» — Индии родилась легенда о сладкогласых птицах-девах. Трудный и долгий путь совершил этот сказочный образ птицы, прежде чем попал в нашу страну. По Хвалынскому, — как называлось прежде Каспийское, — морю, а затем по реке Славянской (теперешней Волге) везли корабли разные товары из восточных стран; вместе с ними привозили и легенды о далеких странах, их сказочных обитателях. Через Черное море и Днепр с восточными странами было связано и Киевское государство. Уже в XII веке образ Сирина украшает книги, ювелирные изделия, архитектурные сооружения.

Образ птицы-девы оказался близким и понятным человеку Древней Руси. Тесно связанный с природой и зависящий от нее крестьянин-земледелец поклонялся солнцу, чтобы давало тепло, воде, чтобы не было засухи, зверю и птице. Обожествляя силы природы, человек вырезал своих богов из дерева, высекал из камня, изображал их на одежде, предметах быта.

Новая религия христианство — была религией князя и его дружины. Насильно распространяя ее среди народа, киевские князья начали беспощадную борьбу с языческими верованиями, уничтожали идолов. Однако народ долго продолжал поклоняться прежним языческим богам, и христианская церковь, идя на уступки, ввела многих из них под другими именами в сонм святых. Так сохранился в народном сознании и образ птицы Сирин: она осталась такой же красивой и сладкоголосой, но пела уже в раю и именно сюда, в этот вечно цветущий «божественный» сад, заманивала теперь людей.

Однако художник, написавший Сирина на сундуке, хорошо знал древнюю легенду и сохранил в облике птицы присущее ей коварство.

Поэтому так плотно сжаты ее губы, таким злым и как бы гипнотизирующим взглядом смотрит она на людей.

Птица сидит на виноградной ветви: автор тщательно выписал каждую ягодку грозди, а чтобы не оставалось сомнений, еще и подписал: «Виноградъ». Однако гроздья винограда не свешиваются от тяжести вниз (как им положено природой), а смотрят вверх; ветви с гроздьями вырастают из толстого ствола дерева. На нем и сидит птица.


Птица Сирин на виноградном дереве. Вверху приведен текст легенды. Роспись сундука. Олонецкая губерния. 1710 год.

Как и образ сказочной птицы с ликом девы, виноград привлек живописца своей невиданностью. Вместе с различными фантастическими изображениями он занял постоянное место в русском народном искусстве, как изобразительном, так и устном. Для русского человека даже сказочное райское дерево с яблоками казалось слишком уж обычным, и он заменил его виноградным.

А в начале века сего тленного
Сотворил бог Адама и Еву,
Повелел им жити во святом раю,
Дал им заповедь божественну:
Не повелел им кушати плода виноградного
От едемского древа великого...—

говорится, например, в сказке о Горе и Злосчастье. Поэтому художник и изобразил «райскую птицу» Сирина на «виноградном дереве». Рассматривая внимательно эту роспись, мы замечаем, что манера ее исполнения совсем другая. Чтобы яснее увидеть отличительные черты, познакомимся еще с одним Сирином с росписи на теремке.

Два Сирина

По характеру исполнения этой росписи мы сразу узнаем почерк устюжского живописца: быстрыми и точными линиями очерчены контуры птицы, ее оперение и поднятое крыло. Туловище завершается женской головкой с миловидным лицом и задумчивым, грустным взглядом. На голове венец, а из-под него на плечи падают расчесанные по-русски на прямой пробор волосы. Сирина окружают цветы с длинными разноцветными лепестками. Роспись окаймляет традиционная для устюжан веревочка. Как мы хорошо знаем, все это — отличительные особенности работ устюжских художников.


Птица Сирин. Роспись сундука. Великий Устюг. Напало XVIII века.

Совершенно по-иному написан первый Сирин: в его изображении главное не линия, не силуэт, а живописный мазок. Если основным «орудием» устюжанина было перо, то автор данного произведения писал кистью. Мазки краски здесь не смотрятся как отдельные цветовые пятна, а незаметно переходят один в другой, подчеркивают тень и свет, создают впечатление объема и глубины. И в результате игры светотени распушились и стали рельефными перья птицы, завились в крутые локоны густые волосы на голове девы, округлились лицо и губы, засияли драгоценные каменья короны, а блики на зрачках придали большую выразительность ее огромным, широко раскрытым глазам.

В северодвинской росписи, которую мы назвали графической, раскрашивание изображения носило подчиненный характер, кисть как бы не осмеливалась выходить за пределы контура рисунка. В рассматриваемом нами образце, напротив, контур рисунка имеет второстепенное значение. Уверенная рука художника именно кистью, свободными и гибкими мазками построила изображение, передала его теневые и светлые стороны, богатство красочной гаммы.

В отличие от графической, эту роспись называют живописной.

Тайна птицы-девы

Присмотримся еще раз к росписи. Внизу справа есть надпись: . Черточка над буквами показывает, что буквами написаны цифры, обозначающие год. Переведем буквы в цифры. Первая «» означает тысячу, вторая «» — семьсот, третья «» — десять. Соединив их, получаем: 1710 год. Здесь счет уже идет, как видим, не от «сотворения мира», а соответствует нашему. Отличие только в том, что цифры написаны буквами. Следующие два слова уточняют месяц. Следовательно, роспись была сделана в 1710 году в июне месяце.

Начало XVIII века ознаменовалось обострением всех социальных противоречий, решительной перестройкой государственного аппарата, существенными изменениями в культурной жизни страны, ее обычаях. Петр I, по словам А. С. Пушкина, поднявший Россию на дыбы, не останавливался «...перед варварскими средствами борьбы против варварства». Недовольные нововведениями царя бежали на Север, укрываясь в лесах и болотах. Одним из центров оппозиции стал старообрядческий монастырь, основанный в конце XVII века на побережье Белого моря, на реке Выг. Мы уже говорили, что именно на Севере были созданы произведения, направленные против правительства, карикатуры на царственных особ. Так, например, на лубочных картинках лица Сиринов часто приобретали сходство с русскими императрицами.

На Север переселялись не только люди знатного происхождения, но главным образом крестьяне, среди которых было много ремесленников и живописцев. В этих местах и сложилось то направление живописного искусства, с образцом которого мы только что познакомились, рассматривая роспись сундука. Тесно связанные с монастырем окрестные крестьяне — деревенские художники — расписывали в этой же манере свои бытовые вещи. Саму эту манеру письма мы проанализируем позже, а теперь вернемся к птице-деве, присмотримся еще раз к ее лицу. Подчеркнуто прямой тонкий нос, маленькие губы, темные волосы и брови указывают на «иностранное» происхождение, а завитые в локоны и спускающиеся на плечи волосы говорят о том, что причесана она по западной моде начала XVIII века.

А не изобразил ли художник в лице Сирина Екатерину I — супругу Петра I? Современники отмечали у нее вьющиеся темные волосы, широкие черные брови. Она была небольшого роста, полная. Возможно, поэтому художник изобразил туловище птицы таким приземистым и широким, подчеркнул «нерусские» черты лица (по происхождению Екатерина была немкой), модную прическу (на ранних портретах ее рисовали именно с такими локонами). Только этим можно объяснить, что вместо венца на голове Сирина — богато украшенная царская корона. Видимо, потому у птицы такой холодный и «чарующий» взгляд, плотно сжатые, капризные губы. Вероятно, не случайно художник включил в роспись легенду, рассказывающую только о коварстве Сирина. Такой вариант легенды можно понять как прямое предупреждение царю: не увлекайся иноземным, не то забудешь свой родной край и погибнешь!

У крестьянских художников, как и у небогатого городского люда, образ Сирина ассоциировался с представлением о благополучии и счастье. Поэтому в народном искусстве птица Сирин изображалась очень часто и жила дольше других легендарных персонажей. Позже мы с ней еще встретимся. Мы видим, что это направление живописного мастерства отличается не только по характеру исполнения, но и по содержанию росписи: вместо жанровых сценок, характерных для северодвинских росписей, здесь изображены преимущественно травы, цветы, плоды. Чтобы больше подчеркнуть красочность растительного орнамента, художники писали на контрастных темных фонах: синем, зеленом, оранжевом.

Нарядный цветочный орнамент пришелся по душе сельскому жителю. Видимо, поэтому в последующем столетии он получил широкое распространение почти повсеместно. Розы и тюльпаны, васильки и ромашки в окружении пышной зелени из веточек и трав во второй половине прошлого века можно было увидеть в крестьянских домах Севера и Урала, в бывшей Вятской губернии и Западной Сибири, на Алтае и в Забайкалье.

Такому широкому распространению этого вида росписи способствовало и то, что приемы живописного мастерства заметно упростились. Каллиграфическую четкость и тщательность рисунка сменил быстрый и легкий мазок. При этом выработалась своеобразная скоропись исполнения, позволившая художнику несколькими движениями кисти расписывать сразу большую поверхность. Например, рисуя букет роз, он широкой кистью наносил сразу круглые красные «яблоки». Затем по непросохшей краске белилами намечал лепестки. Положенные сверху красного они начинали светиться нежно-розовым цветом, становясь все светлее и светлее к краю «яблока». Цветок словно оживал, становился объемным. Подобной росписью в домах украшали стены и перегородки, шкафчики и подпечья, иногда расписывали еще пол, потолок и всю домашнюю утварь.

Что же мы узнали

Мы познакомились с основными направлениями русской народной живописи второй половины XVII — начала XVIII века. Все рассмотренные нами произведения были созданы на севере нашей страны, но это не означает, что только там и процветало живописное мастерство: ведь мы имеем возможность познакомиться с искусством наших предков лишь по тем образцам, которые дошли до нас и хранятся в музеях. В результате бережного отношения владельцев, ценивших произведения старинных художников, эти памятники сохранились до наших дней. В росписях на коробьях, сундуках перед нами раскрылся весь мир, который занимал воображение художника той эпохи: былинные богатыри, легендарные полководцы, волшебно-сказочные звери, птицы и растения. Русскому человеку особенно близки были герои сильные, мужественные, бесстрашные, благородные и великодушные.

Мы заметили также, что наряду с легендарными героями и сказочными персонажами народные художники начали включать в росписи сюжеты из современной им жизни, хотя пока еще эти сюжеты не стали в их произведениях главными. Поэтому они и помещали их на задней стенке или нижней части крышки автору действительность так завуалирована волшебно-сказочным окружением, что понять подлинный смысл росписи очень трудно.

Художественный язык народных мастеров своеобразен, он заключается в искусстве владения линией, выразительности силуэта изображения, меткости штриха, показывающего детали. Именно это искусство — искусство рисовальщика (которое мы видели в северо-восточных районах страны, по берегам Северной Двины) — народный художник получил в наследство от предшествующих поколений.

Образцы росписи, свидетельствующие об овладении художником чисто живописным мастерством (т. е. близким современному умением создавать изображение оттенками цвета, игрой света и тени), связаны уже с влиянием «ученого» искусства города, с новыми, западными веяниями. Не случайно мы находим его образцы в северо-западных районах: крестьяне тех мест особенно часто отлучались для заработков в город. В начале XVIII века у народных художников появился интерес к отображению событий современной жизни. Это очень важно, так как именно в этом направлении будет развиваться русское народное искусство во второй половине XVIII и в XIX веке.